Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Выход

Меню сайта
Категории раздела
Новости [223]
Новости образования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее,  станет  его  и  нашей  жизнью.   В  настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей искажены представления о  доброте,  милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и  патриотизма. Чем  младше  ребенок,  тем  большее  влияние  можно  оказать  на  его  чувства  и  поведение.

Современных  детей  характеризует  эмоциональная,  волевая  и духовная  незрелость. Издавна  в  отечественной педагогики  тесным  образом  связывалось с развитием  духовно-нравственной  сферы  сознания человека, имело основную цель: воспитывать  человека  существом  мыслящим,  добродетельным, милосердным,  совестливым,  верящим  в  возможность  совершенствования  мира и  людей,  честным  и  трудолюбивым,  скромным,  уважительным.

Нравственность  и христианство  у  каждого  народа  имеют  свои  отличия,  в каждом  народе проявляются благотворительность,  почтение  к  родителям,  к  старшим,  вежливость. Эти  духовно-нравственные  особенности  возникают  и  растут  под  сенью  семьи,  общества, государства. Духовно-нравственное  воспитание  на основе  православных  традиций  формировало ядро личности, благотворно  влияя а все  стороны  и  формы  взаимоотношений  человека  с миром;  на  его  этическое  и  эстетическое  развитие, мировоззрение  и  формирование  гражданской позиции, патриотическую  и семейную ориентацию,  интеллектуальный  потенциал, эмоциональное  состояние  и общее  физическое  и  психическое  развитие.

Цель  работы: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. 

Задачи:

 - приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;

 -способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

 - формировать моральное сознание и моральные оценки;

 -помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию: 

 -  чтение народных  и авторских сказок,   литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

  - цикл образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является  воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня.

  - знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них  (Масленица, Пасха)

 - тематические  выставки детского творчества, 

 - знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти  святого как отдельное занятие или как часть занятия  по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы. 

 - экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры,  

-  экскурсии на природу (красота Божьего мира)

 - слушание колокольной и духовной музыки на  тематической непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,

  - постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),

  - занятия для  родителей и сотрудников в гостиной «Прикосновения любви святой».

          Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом  - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

 - анкетирования  по  выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения  к ней,  анализа вместе с детьми их ответов;

  - чтения сказок,  в которых наиболее ярко показана  сила материнской любви, ее мудрость,  жертвенность  ради своего ребенка, которые  учат детей  пониманию  значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка»  Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка. 

  -    игр:  «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,

 -  бесед: «Нет милее дружка,  чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

  - непосредственно-образовательной деятельности: «Образ любящей  матери в иконах Пресвятой Богородицы»,  «От Матери земной до Матери небесной»

  - экскурсий на работу к мамам, 

  - заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек, 

  - творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов.

 -  совместные мероприятия детей и мам.

  В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.                                        

Одной из форм  работы с детьми  по познанию самого себя  в мире людей  являются   «уроки доброты».

 Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,  «Где добрые люди, там беды не  будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем?  Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения,  игры, ситуативные задачи, рассматривание  дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. 

      Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров.  Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.  Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о  святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры.  О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая,   на  Куликовом поле.  Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

    Тема защитников Отечества была бы  не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать. 

     Важную роль  для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет  классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию( у нас работает кружок по ознакомлению с фольклором «Ладушки»), через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

      Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных  праздниках,  с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.  

 Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

      Знакомство с  православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением  является одной из форм введения детей в духовную  культуру, которое проходит в форме экскурсии к церкви.

 Дети, под руководством педагога и священника, знакомятся с  внутренним  убранством  церкви, посещают  библиотеку, церковную лавку, рассматривают колокольню,  слушают, звон колоколов.

      Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

 Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди.  Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона.  Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем  святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

      В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но  в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит  через встречи в гостиной «Прикосновения любви святой», на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, роль отца в воспитании детей и создании духовной атмосферы в семье,  просматриваются видеофильмы, проходят нравственные проповеди,  встречи со священнослужителем. Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 76% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.  

    Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем  систематически помещается в уголке для родителей. 

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

План работы творческой группы по духовно-нравственному воспитанию

Форма входа
Горячая линия
8-800-2000-122 Единый общероссийский детский телефон доверия (бесплатно и анонимно со стационарного и с мобильного телефонов) «Горячая линия» по вопросу незаконных сборов денежных средств в ОУ 2-30-50,2-70-39.e-mail: ouo40@obraz-orenburg.ru
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • РУО
  • Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz
    /uGost/ver1-2/14/uGost14.js">